Выявляем лучшую SUV-резину
Содержание
- ТОП-9: итоговый рейтинг
- Условия тестирования
- Эффективность в торможении
- Устойчивость на дороге
- Управляемость и комфорт
- Топливная экономичность
Кроссовер – хоть и небольшой, но все же вседорожник, отчего и «обувать» его лучше в специфические шины. Примечателен тот факт, что одни и те же покрышки зачастую встречаются сразу в двух исполнениях – «обычном» и «внедорожном» (с маркировкой SUV). Однако не все так однозначно, как кажется на первый взгляд…
Вообще, ещё несколько лет назад можно было с уверенностью утверждать, что кроссоверные шины – это усиленные плечи и боковины, а также чуть более жесткая смесь протектора (поскольку полноприводные автомобили всегда тяжелее и медленнее легковушек). Но в последние годы сложилась такая тенденция, что многие SUV’ы имеют лишь одну ведущую ось, а по массе практически не отличаются от легковых автомобилей, да и эксплуатируются в основном по асфальту или хорошо укатанным грунтовкам. Поэтому на многие кроссоверы допускается установка и «обычных» покрышек, лишь бы размер и индекс нагрузки был соответствующим, а уж полноценные SUV-шины оставляют для действительно крупных внедорожников.
В общем, сейчас получается так, что у одних производителей покрышки с индексом SUV действительно обладают конструктивными особенностями, а у других – это чистой воды маркетинг, сказывающийся лишь на повышении цены. Более того, в настоящее время, зарождается ещё одна «модная тенденция», обеспечивающая шинникам дополнительный заработок, – шины для электромобилей… но это уже другая история.
Итак, самый востребованный размер в сегменте компакт-кроссоверов – 215/65 R16, поскольку его можно встретить и на бюджетных отечественных вседорожниках, и на довольно дорогих иномарках. Поэтому именно такие шины и были выбраны для дорожных испытаний, которые проводились в конце лета и начале осени на одном из европейских полигонов при температуре воздуха от +13 до +22 °C. Ну а в конце осени, когда установилась более холодная погода, состоялись дополнительные тесты на торможение.
В испытаниях приняли участие девять комплектов SUV-покрышек, причем среди них оказались как действительно бюджетные модели, так и премиальные варианты (разница в цене между самыми дешевыми и самыми дорогими шинами – трёхкратная). Ну а носителем летней «обувки» был выбран популярный кроссовер компактного сегмента.
Ну а теперь непосредственно о «подопытных» – открывают список участников российские шины Viatti Bosco H/T V-238 (к слову, наиболее доступные из всех). Следом расположились весьма популярные в нашей стране сербские Tigar Summer SUV, а также парочка отечественных продуктов – Cordiant Comfort 2 SUV и Nordman S2 SUV (все они – за относительно доступные деньги).
Дальше – только дороже: словенские Goodyear EfficientGrip 2 SUV, Yokohama Geolandar CV G058 из Таиланда, венгерские Hankook Ventus Prime 3 K-125 и новинка сезона Nokian Hakka Blue 3 SUV, производящаяся в Финляндии.
Ну и на вершине (как минимум в плане стоимости) – Continental PremiumContact 6 (Германия). Комплект таких покрышек обойдется в три раза дороже, нежели самые доступные варианты (подразумеваются именно испытуемые в рамках данного теста шины).
Стоит отметить, что для размера 215/65 R16 базовыми индексами нагрузки и скорости являются 98H. Однако показатель грузоподъемности у покрышек Cordiant, Nokian и Tigar достигает 102, а шины Goodyear, Nokian и Tigar – самые скоростные, маркируемые индексом V (240 км/ч).
Торможение
Первое испытание для «кроссоверных» шин – торможение, которое является наиболее показательным упражнением для сравнения покрышек с точки зрения безопасности. Длина тормозного пути на мокром асфальте замерялась с 80 до 5 км/ч, а на сухом – со 100 до 5 км/ч, дабы избежать влияния на итоговые результаты ассистирующей электроники автомобиля.
Явным лидером в данных тестах оказался Continental, который доминировал в трех дисциплинах из четырех: на мокром асфальте он остановился за 29.2 метра, на сухом – за 36 метров, на холодном сухом – за 34.7 метра. И только на холодном мокром покрытии первенство досталось Nokian – 33.2 метра.
Ну а в арьергарде плелись Tigar, серьезно уступившие лидеру: на мокрой дороге они укатились на 39.3 метра, а на сухой – на 47.4 метра и 40.7 метра (в прохладную погоду). Однако на мокром асфальте при температуре воздуха +4 °C расклад сил поменялся, и худшие цифры продемонстрировали шины Hankook – 39.5 метра.
Боковое сцепление
На мокром асфальте также был проведен ещё один тест – преодоление на время окружности диаметром 60 метров, позволяющее оценить боковое сцепление покрышек.
Быстрее всего кроссовер наматывал круги на шинах Nokian (11.69 секунды), а медленнее – на Tigar (12.81 секунды), причем разница между ними составила порядка 10%.
Аквапланирование
Если при преодолении луж на высокой скорости покрышки начинают всплывать на толще воды и терять сцепление, то автомобиль становится неуправляемым. Однако из-за трансмиссионной связи между осями невозможно на прямой оценить противостояние аквапланированию для полноприводных машин, отчего и осуществляется это на дуге поворота, где любое транспортное средство при потере контакта с полотном тащит наружу. В итоге определяется величина среднего бокового ускорения в диапазоне скоростей 60-90 км/ч – оно прямо пропорционально силе, с которой колеса цепляются за дорожное покрытие. Для проведения данного испытания слоем воды был залит участок асфальтового кольца диаметром 200 метров, причем первый круг преодолевался с постоянной скоростью 50 км/ч, но после каждого прохождения скорость увеличивалась на 5 км/ч до тех пор, пока покрышки полностью не лишались связи с дорогой (после чего автомобиль начинал скользить по касательной).
Примечателен тот факт, что покрышки Hankook, продемонстрировавшие себя не с лучшей стороны при торможении на мокром асфальте, завоевали «золото» на пятимиллиметровом слое воды. А вот худший результат оказался у Viatti, причем они проявили себя на треть слабее лидера.
Управляемость
Следующая дисциплина – оценка курсовой устойчивости, поведения и управляемости кроссовера на высокой скорости, проведенная на специальных трассах с сухим и мокрым асфальтом.
И в данном случае наивысших баллов удостоились покрышки Continental и Nokian – они показали себя чуть ли не безупречно в каждой из трех «номинаций».
А вот шины Tigar вновь оказались аутсайдерами – на них автомобиль «отличился» низкой информативностью, задержками в реакциях и низким сцеплением с покрытием, а в реальных условиях подобное поведение может привести к печальным последствиям.
Комфорт
Оценка шума и плавности хода проводилась на тарированных неровностях, причем на строго одинаковых скоростях, и надо сказать – практически все испытуемые проявили себя положительно.
Если конкретнее, то тише остальных оказались Nokian и Continental, в то время как больше всего дискомфорта доставили Tigar и Viatti, но даже они особо не раздражали слух.
По части плавности хода пальма первенства досталась сразу четырем комплектам шин – Cordiant, Hankook, Goodyear и Yokohama. Покрышки Viatti затесались как бы среди аутсайдеров – их можно назвать относительно жесткими, но в целом приемлемыми.
Топливная экономичность
Тесты на экономичность осуществлялись уже в лабораторных условиях на специальном барабанном стенде, на котором определялись коэффициенты сопротивления качению при скорости 80 км/ч (в соответствии с Правилом №117 ООН).
Наименее «прожорливые» покрышки – Goodyear, а наиболее – Cordiant. Причем разница между ними составила примерно 2-3 процента, что при реальной эксплуатации эквивалентно примерно полулитру бензина на каждую «сотню» пробега (а это – весьма ощутимо).
Итоговый рейтинг
Итоговые результаты участников теста немного удивили – между лидером и аутсайдером оказалась настоящая пропасть. Видимо в данном случае существенная разница в цене напрямую сказалась и на потребительских качествах.
1. Continental PremiumContact 6
- Страна изготовления – Германия
- Индекс нагрузки и скорости – 98H
- Индекс износостойкости – 280
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.5-7.3
- Твердость резины по Шору, ед. – 66
- Масса шины, кг – 9.9
- Лучшие тормозные свойства
- Отличная управляемость
- Высокий акустический комфорт
- Посредственное противостояние аквапланированию
- Высокая цена
2. Nokian Hakka Blue 3 SUV
- Страна изготовления – Финляндия
- Индекс нагрузки и скорости – 102V
- Индекс износостойкости – н/д
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.8-7.2
- Твердость резины по Шору, ед. – 65
- Масса шины, кг – 11.2
- Отличный поперечный зацеп на мокром асфальте
- Надежное торможение в холодную погоду
- Безупречная управляемость
- Высокий акустический комфорт
- Посредственное противостояние аквапланированию
3. Goodyear EfficientGrip 2 SUV
- Страна изготовления – Словения
- Индекс нагрузки и скорости – 98V
- Индекс износостойкости – 360
- Глубина рисунка протектора, мм – 8.4-7.8
- Твердость резины по Шору, ед. – 72
- Масса шины, кг – 10.6
- Отменная плавность хода
- Низкое сопротивление качению
- Незначительные замечания к управляемости
4. Cordiant Comfort 2 SUV
- Страна изготовления – Россия
- Индекс нагрузки и скорости – 102H
- Индекс износостойкости – н/д
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.0-6.8
- Твердость резины по Шору, ед. – 69
- Масса шины, кг – 11.3
- Хорошая управляемость на мокром асфальте
- Высокая плавность хода
- Высокая топливная «прожорливость»
5. Hankook Ventus Prime 3 K-125
- Страна изготовления – Венгрия
- Индекс нагрузки и скорости – 98H
- Индекс износостойкости – н/д
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.6-7.2
- Твердость резины по Шору, ед. – 69
- Масса шины, кг – 10.7
- Отличное сопротивление поперечному аквапланированию
- Отличная экономичность
- Высокая плавность хода
- Слабое торможение на холодном мокром асфальте
- Сложная управляемость на мокром асфальте
6. Nordman S2 SUV
- Страна изготовления – Россия
- Индекс нагрузки и скорости – 98H
- Индекс износостойкости – н/д
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.7-7.5
- Твердость резины по Шору, ед. – 69
- Масса шины, кг – 11.5
- Отличное сопротивление поперечному аквапланированию
- Сложная управляемость на сухой дороге
7. Yokohama Geolandar CV G058
- Страна изготовления – Таиланд
- Индекс нагрузки и скорости – 98H
- Индекс износостойкости – 740
- Глубина рисунка протектора, мм – 6.8-8.1
- Твердость резины по Шору, ед. – 66
- Масса шины, кг – 10.6
- Отличная плавность хода
- Нечеткое следование курсу
- Слабые сцепные свойства
8. Viatti Bosco H/T V-238
- Страна изготовления – Россия
- Индекс нагрузки и скорости – 98H
- Индекс износостойкости – н/д
- Глубина рисунка протектора, мм – 8.0-7.6
- Твердость резины по Шору, ед. – 70
- Масса шины, кг – 11.4
- Стабильная управляемость на сухом и мокром асфальте
- Неплохое торможение на мокром асфальте
- Доступная цена
- Высокая топливная «прожорливость»
- Плохое сопротивление поперечному аквапланированию
9. Tigar Summer SUV
- Страна изготовления – Сербия
- Индекс нагрузки и скорости – 102V
- Индекс износостойкости – 700
- Глубина рисунка протектора, мм – 9.1-8.8
- Твердость резины по Шору, ед. – 66
- Масса шины, кг – 11.5
- Неплохая экономичность
- Приличная плавность хода
- Плохие сцепные свойства
- Проблемная управляемость
Интересен тот факт, что три последние строчки застолбили за собой шины с мелко изрезанным и более подвижным протектором. Стоит отметить, что, вероятнее всего, на грунтовке они бы проявили все свои преимущества.