Дорогая резина против дешёвой
Содержание
- ТОП-12: итоговый рейтинг
- Условия тестирования
- Эффективность в торможении
- Сопротивление аквапланированию
- Управляемость и информативность
- Мягкость хода и шумность
- Топливная экономичность
Многие автолюбители наивно полагают, что летние шины можно покупать чуть ли не любые, вплоть до самых недорогих, ведь они же не зимние, а значит – особо и не влияют на безопасность. Однако не стоит спешить с выводами, поскольку правильно подобранные покрышки для летнего сезона влияют и на предсказуемость, и на управляемость, и на уровень комфорта, и на ту самую безопасность, в конце концов, поскольку одни заточены на спокойное вождение, другие – на агрессивное, а третьи являются «золотой серединой».
Одна из самых (если даже не самая) распространенных сегодня размерностей шин в мире – 205/55 R16, поскольку подобная «обувка» применяется почти на четырех сотнях различных моделей автомобилей, начиная от бюджетных Lada и заканчивая премиальными Maserati. Именно поэтому шинники, как правило, уделяют особое внимание этому размеру, проводя большую часть испытаний именно на таких покрышках.
Дабы облегчить автолюбителям муки выбора, к тёплому сезону 2022 года – были проведены дорожные испытания летних шин на одном из европейских полигонов, причем первая часть тестов осуществлялась при температуре воздуха 14-22 °C, а вторая стадия – при +5 °C (чтобы проверить поведение автомобильной «обувки» на холодном мокром асфальте).
Для испытаний использовался типичный хэтчбек C-класса, для которого были подобраны двенадцать комплектов покрышек, как недорогих российского производства, так и действительно породистых. Но всех подопытных объединял один общий момент – индекс скорости V (240 км/ч).
В тестах приняли участие довольно разномастные летние покрышки, среди которых оказалась и парочка отечественных продуктов (к слову, наиболее доступных в плане стоимости) – Viatti Strada 2 V-134 и Cordiant Comfort 2. Были и действительно породистые (и от того – самые дорогие) варианты – Nokian Hakka Blue 3, Bridgestone Turanza T005, Pirelli Cinturato P7 C2 и Continental PremiumContact 6. Ну а где-то между ними затесались Nexen Nblue HD Plus, Kumho Ecsta HS51, Tigar High Performance, Nordman SZ2, Yokohama BluEarth-GT AE51 и Hankook Ventus Prime 3 K125.
Торможение
Мало кто поспорит, но одна из самых важных задач шин – обеспечение эффективного торможения, отчего именно подобного рода тесты и открыли испытательную программу в целом. Стоит отметить, что на сухом асфальте длина тормозного пути измерялась со 100 до 5 км/ч, а на мокром – с 80 до 5 км/ч, чтобы максимально исключить влияние электронных ассистентов на итоговые результаты.
На сухом покрытии лучше всех справились с замедлением Bridgestone – на них автомобиль укатился всего на 35.8 метра, однако «серебряный медалист» – Continental – уступил лидеру всего 0.1 метра. При этом явным аутсайдерами оказались российские шины Viatti – у них торможение заняло 39.4 метра.
На мокрой дороге на верхней строчке «пьедестала почета» расположились Continental и Nokian, чей тормозной путь составил 31.1 метра, однако в прохладную погоду (при температуре +5 °C) лидер остался единоличный – Nokian с результатом 34.1 метра. Ну а худшую эффективность в данном случае продемонстрировали покрышки Tigar, причем независимо от погодных условий: при хорошо прогретом воздухе на них машина остановилась лишь через 40 метров, а при небольшом плюсе – через 40.7 метра.
Стоит отметить, что на мокром асфальте оценивалось как продольное, так и поперечное сцепление – измерялось время прохождения круга диаметром 60 метров.
Меньше всего времени на прохождение «трассы» автомобиль затрачивал на шинах Kumho – всего 11.5 секунд. В арьергарде вновь плелись Tigar с показателем 12.22 секунды, однако разрыв с лидером оказался несущественен – всего 5%.
Аквапланирование
Подавляющее количество автомобилистов точно знакомы с таким понятием, как аквапланирование – это когда преодолеваешь лужу на слишком высокой скорости, вследствие чего покрышки начинают всплывать на толще воды, теряя сцепление с дорогой. И в реальных условиях подобное может быть чревато серьезными последствиям, вплоть до ДТП, поэтому все испытуемые подверглись способности противостоять как продольному, так и поперечному аквапланированию. И первое упражнение выглядело так: правые колеса автомобиля катились по сухому асфальту, в то время как левые на скорости 50 км/ч попадали в узкую длинную ванну глубиной порядка 9 мм. В этот момент водитель полностью выжимал газ на третьей передаче, после чего ведущее левое колесо, «погруженное» в воду, с увеличением скорости постепенно всплывало, теряло сцепление с покрытием и начинало пробуксовывать. Когда разница в скоростях вращения переднего левого и заднего правого колес достигала 15%, то этот момент фиксировался специальным оборудованием.
Лучшее сопротивление продольному аквапланированию оказали шины Kumho – они «всплывали» на скорости 79.9 км/ч. При этом аутсайдеры в лице Yokohama уступили лидеру весьма существенно – они лишались связи с дорогой уже при 71.4 км/ч.
Второе испытание из данного цикла – определение величины среднего бокового ускорения при езде в повороте по луже толщиной 5 мм в диапазоне скорости 60-90 км/ч. Это самое боковое ускорение пропорционально силе, с которой шины цепляются за дорожное покрытие в момент всплытия. Проводился данный тест на асфальтированном кольце диаметром 200 метров, на котором присутствовал примерно 20-метровый участок аквапланирования.
Начальная скорость движения по окружности – 50 км/ч, а руль при попадании в ванну фиксировался в одном положении. В этот момент с помощью прибора фиксировалась скорость, а когда автомобиль полностью оказывался в воде – определялась величина центростремительного ускорения. При этом орудовать рулем было можно лишь на сухом асфальте, а скорость движения с каждым кругом возрастала на 5 км/ч – пока центробежная сила не выталкивала машину с дуги поворота по касательной.
Расклад сил в плане стойкости к поперечному аквапланированию не изменился: лидерство сохранили за собой Kumho, а в конце рейтинга разместились покрышки Yokohama, уступившие «золотому медалисту» сразу 22%.
Управляемость
При оценке курсовой устойчивости на скорости 130 км/ч, лучше остальных проявили себя Continental, Nokian и Nordman, а вот по части управляемости на сухом и мокром покрытии порадовали лишь Continental и Nokian – только они из всех испытуемых отличились предсказуемым поведением, четкими реакциями и хорошей информативностью.
А вот покрышки Tigar вновь произвели исключительно отрицательные впечатления: на высокой скорости при мягких перестроениях они продемонстрировали значительные углы поворота руля и широкий «ноль», а при более активном маневрировании на извилистой трассе – еще длительные скольжения и резкие срывы. При этом особенно плохо они проявили себя именно на мокром асфальте.
Комфорт
По части комфорта приятнее остальных оказались шины Cordiant и Hankook – на них автомобиль отличился мягким ходом и малым количеством шумов, проникающих в салон. Не досаждали лишними звуками также Continental, Nexen, Yokohama и Nokian.
Больше всего же раздражали слух покрышки Viatti, Kumho и Tigar, а последние два варианта еще и досаждали жесткостью, особенно на крупных неровностях, и зудящей отдачей на кузов на мелких выбоинах.
Топливная экономичность
Ну и последнее из испытаний – оценка топливной экономичности, которая проводилась не на улице, а в лабораторных условиях путем определения коэффициентов сопротивления качению на барабанном стенде при скорости 80 км/ч.
Наименьшее количество топлива требовалось машине, облаченной в шины Bridgestone, в то время как на покрышках Cordiant горючей смеси уходило больше всего.
При этом разница между лидером и аутсайдером оказалось весьма заметной – 0.6 литра на «сотню» пробега.
Итоговый рейтинг
1. Nokian Hakka Blue 3
- Страна изготовления – Россия
- Индекс нагрузки и скорости – 94V
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.9-7.5
- Твердость резины по Шору, ед. – 65
- Масса шины, кг – 8.1
Плюсы:
- Высокие тормозные свойства на мокрой дороге
- Отличная курсовая устойчивость
- Предсказуемая управляемость
Минусы:
- Посредственное сопротивление поперечному аквапланированию
- Невысокое сопротивление качению
- Высокая цена
2. Continental PremiumContact 6
- Страна изготовления – Чехия
- Индекс нагрузки и скорости – 91V
- Индекс износостойкости – 280
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.3-6.9
- Твердость резины по Шору, ед. – 70
- Масса шины, кг – 9.0
Плюсы:
- Отличные тормозные свойства на мокром асфальте
- Отличные тормозные свойства на сухом асфальте
- Высокая курсовая устойчивость
- Отличная управляемость
Минусы:
- Слабое сопротивление поперечному аквапланированию
- Среднее сопротивление качению
- Солидный ценник
3. Bridgestone Turanza T005
- Страна изготовления – Испания
- Индекс нагрузки и скорости – 91V
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.2-7.3
- Твердость резины по Шору, ед. – 63
- Масса шины, кг – 7.7
Плюсы:
- Лучшее торможение на сухом асфальте
- Отличное торможение на мокром асфальте
- Высокая экономичность
Минусы:
- Посредственный поперечный зацеп на мокрой дороге
- Слабое сопротивление аквапланированию
- Высокая стоимость
4. Hankook Ventus Prime3
- Страна изготовления – Венгрия
- Индекс нагрузки и скорости – 91V
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.6-7.1
- Твердость резины по Шору, ед. – 68
- Масса шины, кг – 9.0
Плюсы:
- Высокое сопротивление продольному аквапланированию
- Хорошая управляемость
- Отличный уровень комфорта
Минусы:
- Скромные тормозные свойства на мокром асфальте в прохладную погоду
5. Pirelli Cinturato P7 C2
- Страна изготовления – Румыния
- Индекс нагрузки и скорости – 91V
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.3-7.1
- Твердость резины по Шору, ед. – 66
- Масса шины, кг – 8.7
Плюсы:
- Хорошая курсовая устойчивость
- Солидное сопротивление качению
Минусы:
- Невысокие тормозные свойства на мокром асфальте в прохладную погоду
- Высокий ценник
6. Kumho Ecsta HS51
- Страна изготовления – Корея
- Индекс нагрузки и скорости – 91V
- Индекс износостойкости – 380
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.3-7.7
- Твердость резины по Шору, ед. – 75
- Масса шины, кг – 8.8
Плюсы:
- Отличное поперечное сцепление на мокром асфальте
- Высокое сопротивление аквапланированию
- Приемлемая цена
Минусы:
- Посредственное торможение на мокрой дороге в прохладную погоду
- Невысокий уровень комфорта
7. Nordman SZ2
- Страна изготовления – Финляндия
- Индекс нагрузки и скорости – 94V
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.2-6.6
- Твердость резины по Шору, ед. – 71
- Масса шины, кг – 7.9
Плюсы:
- Отличная курсовая устойчивость
- Хорошее сопротивление качению
- Предсказуемая управляемость на сухом асфальте
Минусы:
- Посредственный поперечный зацеп
- Низкие тормозные свойства на мокром покрытии
8. Nexen Nblue HD Plus
- Страна изготовления – Корея
- Индекс нагрузки и скорости – 91V
- Индекс износостойкости – 360
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.3-7.0
- Твердость резины по Шору, ед. – 72
- Масса шины, кг – 8.5
Плюсы:
- Отличное сопротивление поперечному аквапланированию
- Хорошая управляемость
- Нормальный уровень комфорта
- Невысокий ценник
Минусы:
- Слабые тормозные свойства на мокрой дороге в прохладную погоду
- Невысокий поперечный зацеп на мокром асфальте
9. Yokohama BluEarth-GT AE51
- Страна изготовления – Россия
- Индекс нагрузки и скорости – 94V
- Глубина рисунка протектора, мм – 6.8-7.1
- Твердость резины по Шору, ед. – 70
- Масса шины, кг – 6.8
Плюсы:
- Хорошие тормозные свойства на мокром асфальте в прохладную погоду
- Высокий акустический комфорт
- Хорошее сопротивление качению
Минусы:
- Плохое сопротивление аквапланированию
- Сложная управляемость на мокрой дороге
10. Viatti Strada 2 V-134
- Страна изготовления – Россия
- Индекс нагрузки и скорости – 94V
- Глубина рисунка протектора, мм – 8.1-7.9
- Твердость резины по Шору, ед. – 72
- Масса шины, кг – 9.0
Плюсы:
- Хорошая управляемость на сухой дороге
- Приличная плавность хода
- Добротная курсовая устойчивость
- Низкая цена
Минусы:
- Плохие тормозные свойства на сухом покрытии
- Высокое сопротивление качению
- Низкий акустический комфорт
11. Cordiant Comfort 2
- Страна изготовления – Россия
- Индекс нагрузки и скорости – 94V
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.1-6.9
- Твердость резины по Шору, ед. – 70
- Масса шины, кг – 9.1
Плюсы:
- Высокий уровень комфорта
- Нормальные тормозные свойства на мокрой дороге
- Доступный ценник
Минусы:
- Худшее сопротивление качению
- Посредственное сопротивление продольному аквапланированию
12. Tigar High Performance
- Страна изготовления – Сербия
- Индекс нагрузки и скорости – 94V
- Индекс износостойкости – 580
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.1-6.7
- Твердость резины по Шору, ед. – 68
- Масса шины, кг – 8.3
Плюсы:
- Отличное сопротивление аквапланированию в повороте
- Высокая экономичность
Минусы:
- Плохое сцепление с мокрым покрытием
- Низкий уровень комфорта
- Проблемная управляемость